.
www.megastock.ru Здесь находится аттестат нашего WM идентификатора 306628194038

Ничего не жаль — какого черта жалость!



Студент тоже сделал выбор: он не позволил убить человека, от которого зависела его жизнь.


Зато у Монаха выбора как будто нет: он не может позволить своему подчиненному не выполнить приказ. В тот самый день, когда он окончательно поверил этому парню, выясняется, что необходимо убрать и его. В конце концов:


Ничего не жаль — какого черта жалость!

Ни к чему не тянет — ни к добру, ни к злу...


Томительно долгим кажется проход среди сосен. Сзади — Монах с пистолетом. Впереди — Студент. Он не пытается бежать, и Монах отлично понимает; в чем дело: смерть — все, что осталось им обоим, и расстреливающему и жертве. Разница лишь в сроках гибели. Но страшна и бессмысленна эта мгновенная смерть в лесу. Лязгает оружие. Оборачивается Студент: «Вы не можете меня убить!»


Снова крупным планом глаза людей. Нечто похожее на любопытство мелькнуло во взгляде Монаха: этот парень находит смысл в том, чтобы жить... Живая вера осталась в этом человеке, который сейчас, на пороге смерти, бередит короткими, резкими фразами то, с чем Монах как будто давно сжился: положение безнадежно, мы раздавлены, но бессмысленно все, в том числе и это убийство.


— Надо уходить из леса. Надо жить во имя Литвы!


Сколько раз, должно быть, повторял Монах себе и другим это «во имя Литвы»! Но тут, в устах другого, оно теперь зазвучало иначе — не безнадежностью, а надеждой, не усталой верой в смерть, а юной верой в жизнь. И то немногое живое, что еще сохранилось в Монахе, рванулось навстречу надежде. В их поединке Студент победил. Монах опустил пистолет.


Студенту, которого теперь в отряде стали звать Гуманистом, суждено будет вместе с бандитами напасть ночью на сельский клуб. С трудом удастся ему спасти от гибели комсомольцев и прежде всего молодую учительницу Алдону, так и не поверившую, что ее жених, лейтенант МГБ Зигмас Альсис, погиб. Здесь, во время ночного боя, все разъяснится, станет на свои места: раненый, «последний из банды Сокола» — Альгис Альсис умер от смертельной раны, а бежавший из больницы Студент, он же Гуманист — не Альгис, за которого себя выдавал, а Зигмас Альсис, лейтенант госбезопасности, жених Алдоны, ,брат-близнец умершего.


Как видим, «дуэли» Студента и Монаха отведено не малое место. Но, к сожалению, в ней не столько раскрывается личность героя, противостоящего Монаху, чего можно было ожидать, следуя логике не только сюжета, но и драматургии фильма, сколько обнаруживается неизбежный проигрыш, окончательный крах Монаха. Монах целиком принадлежит националистической идее. А она бесплодна. Она может быть лишь орудием раздора, орудием войны, разрушения, но не созидания. Поэтому Монах и его сподвижники — люди обреченные, опустошенные, тонущие в том одиночестве, которое иссушает Душу.


В своей политической и психологической характеристике национализма фильм занимает четкие позиции. Точка зрения авторов не просто ясна, она подчеркнута.

Может быть, поэтому сомнениям, душевному кризису вожака «лесовиков» уделено куда больше внимания, чем внутреннему состоянию Студента, попытке исследовать его характер, источник силы его мужества. И все-таки ждешь: не придет ли такой анализ позже, в дальнейшем развитии сюжета?

Дата публікації: 01.11.2017
Прочитано: 614 разів